Тренинг для родителей
«Похвала и порицание ребенка»
Дошкольное детство – период активного освоения окружающего мира, первоначального, фактического складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического воздействия на ребенка зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы. Их сегодня очень много. Но один компонент присутствует в каждом из них – это оценка.
Как педагогические, так и психологические исследования показали важность и многоплановость влияния оценочных воздействий на воспитание нравственных чувств ребенка, развития самосознания личности.
Тематический тренинг: «Похвала и порицание ребенка».
Цель занятия:
1.Выявление соотношения похвалы и порицания ребенка.
2.Разграничение порицания личности ребенка и порицания его действий.
3.Анализ значения похвалы и порицания для психического развития ребенка.
Цель тренинга: формирование умения использовать похвалу и порицание в личностно-ориентированной педагогике.
1.Выявление соотношения похвалы и порицания ребенка.
Психолог предлагает родителям взять лист бумаги, разделить его вертикальной чертой на две части и слева записать все те замечания, запрещения, порицания, которые они высказывали детям. На листе справа следует записать похвалы, адресованные детям.
Затем психолог говорит: «Подведите черту и подсчитайте, сколько раз вы порицали и сколько хвалили детей. Скорее всего, кол-во негативных оценок будет значительно превышать число позитивных. Кроме того, обратите внимание на то, что далеко не всех детей вы успели похвалить в течение дня. Может оказаться, что порицание за что либо получил каждый ребенок и не получил при этом ни одной позитивной оценки.
2.Разграничение порицания личности ребенка и порицания его действий.
Психолог предлагает участникам проанализировать записи в левой и правой частях и выделить красным цветом порицания, которые относятся к личности ребенка. Синим цветом надо подчеркнуть негативные оценки, которые относятся к действиям ребенка. Подводя итоги сделать вывод:
-что вы используете чаще всего – порицание личности ребенка или порицание его действий?
-вы чаще хвалите детей за их правильные действия или подчеркиваете их достоинства, личные качества?
3. Разделение поощрений и порицаний на те виды оценок, которые наиболее употребляемы в практике воспитания.
Психолог предлагает разделить все записанные родителями порицания и поощрения на следующие виды оценок:
-прямая оценка,
-косвенная оценка,
-опосредованная оценка,
-предвосхищающая оценка,
-отсутствие оценки.
4.Выделить две функции педагогической оценки.
Психолог предлагает из приведенные примеры похвалы выделить в две функции педагогической оценки – ориентирующую и стимулирующую.
Проанализировав запись сделать вывод, какая оценка используется в практике чаще? Эффект какой оценки значительнее?
5.Анализ значения похвалы и порицания для психического развития ребенка.
Психолог предлагает сравнить свои ответы с психологически компетентным использованием похвалы и порицания, приведенным в рекомендациях.
Рекомендации.
Похвала и порицание – наиболее часто встречающиеся средства воспитательных воздействий взрослого. С целью создания наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, образа его «Я» преимущество отдается поощрениям, похвале. Похвала и поощрение должны относится к действиям ребенка, и к его личности. Очень важно показать каждому ребенку, что его мнение, его выбор уважают, благодарить его за предложения, проявленную инициативу, дать почувствовать, что он личностно значим для окружающих, принимается ими, а его компетентность положительно оценивается.
Позитивные оценки с психологической точки зрения являются более информативными для ребенка, поскольку, поощряя его, педагог показывает, как нужно правильно поступать, действовать, вести себя. При отрицательных оценках образец правильного действия обычно не задается взрослым.
Абсолютным правилом должно быт следующее: порицание может относиться только к конкретным действиям ребенка и никогда – к ребенку как к личности. Неудачи малыша в какой-либо деятельности не фиксируются специально взрослым, на их основании не делаются выводы, унижающие достоинство ребенка. Неудачи и затруднения являются, прежде всего, сигналом взрослому о помощи, поддержке, обучении ребенка, открытии для него новых навыков, способностей. Таким образом, затруднение должно стать ситуацией развития ребенка, а не эмоциональной травмы, как это бывает при негативной оценке педагога.
Виды наказания.
1. Запрещение действий (толкается, дерется).
2.Изоляция от детского коллектива (ссорятся).
3.Лишение интересной деятельности.
4.Физическое наказание запрещено.
Требования к наказанию.
1.Наказание не должно повредить ни физическому, ни психическому здоровью ребенка.
2.Наказание должно быть полезным для ребенка.
3.Если есть сомнения наказать или нет, то во избежание травмирования психики – не наказывать.
4.Наказание не должно быть для профилактики на всякий случай.
5.Наказание не исключает любви взрослого.
6.Учитывая срок давности поступка лучше не наказывать.
7.Не должно быть унижения.
8.Ребенок не должен бояться наказания.
9.Наказание должно относиться к поступку, а не к ребенку.
10.Не должно быть наказания трудом.
Виды отрицательной оценки.
1.Осуждение.
2.Порицание (словесное осуждение; проводить отрицательную словесную оценку на фоне юмора).
Требования.
Осуждение конкретного действия, а не личности.
Осуждение с похвалой предыдущего действия.
Раскрыть неприятные последствия данного действия.
Правила при использовании поощрения.
Не хвалить за то, что дано от природы (ловкость, сила, красота).
Не хвалить два раза за одно и тоже.
Не хвалить за жалость.
У каждого ребенка своя норма похвалы:
- детей с комплексом неполноценности хвалить больше и авансом;
-детей сверхполноценных хвалить только за достижения;
- самолюбивым детям давать оценку адекватную (оценку сегодняшним действиям).
- детей неполноценных, обиженных, неудачников – хвалить больше.
5.Хвалить не в сравнении с другими детьми, а в сравнении с самим собой.
Заповеди педагогического общения.
Заповедь первая.
Общение не может строится на основе авторитарного давления на ребенка, оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что он взрослый». Задача взрослого – показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование-запрет, а требование-объяснение.
Заповедь вторая.
Важно уметь выслушивать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Задача взрослого – убедить, если ребенок был не прав; согласиться, если вы были не правы; уметь признать свои ошибки и извиниться перед ребенком.
Заповедь третья.
Не угрожать и не обещать наград..! Воспитатель часто пользуется формулой «Если…,то…», и дети принимают ее как основное правило взаимодействия со взрослыми. Контроль, за выполнением требования, должен быть, по возможности, скрыт от ребенка. Похвала, награда должны быть результатом выполнения требования.
Заповедь четвертая.
Необходимо учить детей общаться, а именно:
-уметь слушать партнера по общению, не перебивать его,
-говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить,
-пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений и вульгаризмов.
Заповедь пятая.
Чтобы у педагога сложилось правильное представление о воспитаннике, необходимо учитывать:
-условия жизни семьи,
-статус ребенка в ней,
-уровень взаимоотношений членов семьи,
-отношения сверстников,
-оценку поведения ребенка.
Психолог: Артемьева Т.Н.