Детский аутизм (Childhood autism) — это психическое расстройство, первые признаки которого начинают появляться ещё во младенчестве (от 3 месяцев до года) и в раннем детстве (от года до трёх лет). Детский аутизм также называют синдромом Каннера, инфантильным и классическим аутизмом.
Аутизм отличается от расстройства аутистического спектра (РАС) тем, что РАС — это разные виды нарушений психического и психологического развития, для которых характерны выраженный дефицит эмоциональных реакций и проявлений, а также трудности в общении с людьми. А под «аутизмом» понимают чаще всего именно синдром Каннера или инфантильный аутизм, так как аутизм обычно возникает именно во младенчестве или в раннем детстве.
Первое исследование об аутистическом расстройстве опубликовал австрийский и американский психиатр Лео Каннер в 1943 году. В своей работе он описал 11 детей, которые «существенно отличались» от других малышей, больных другими, известными на тот момент, психическими расстройствами. Трое из одиннадцати детей не могли говорить или не произносили больше пяти слов к 4–5 годам, у других детей отмечалось отставание в освоении языка.
Лео Каннер выделил характерные черты, определяющие этот синдром:
К концу 1970 года сэр Майкл Раттер соединил симптомы аутизма в три диагностические группы, так называемую «триаду аутизма»:
В 1978 году аутизм внесли в Международную классификацию болезней 9-го пересмотра (МКБ-9) как отдельное заболевание.
Распространённость детского аутизма
Аутизмом без учёта РАС страдает 0,1–0,6 % детей, с учётом РАС — 1,1–2 %, т. е. на 10 тыс. детей приходится примерно 4–5 случаев синдрома Каннера, при этом мальчики болеют в 3–4 раза чаще девочек.
За последние 10 лет заболеваемость аутизмом увеличилась, но говорить об «эпидемии аутизма» неправильно, так как статистика не совсем точная. Это связано с тем, что РАС включает в себя разные виды нарушений, диагностические критерии которых периодически меняются, как и методы обследования.
Причины развития детского аутизма
Причины развития синдрома Каннера до сих пор изучены недостаточно.
В 1977 году было опубликовано исследование, которое доказало наследственный фактор: в паре однояйцевых близнецов аутизм был у обоих детей, в то время как среди двуяйцевых близнецов чаще заболевал только один новорождённый. Среди исследуемых частота заболевания составила 90 % у однояйцевых близнецов и 10–30 % у двуяйцевых.
Другое исследование, проведённое в 2007 году, показало, что аутизм наследуется более чем в 90 % случаев. Это говорит о том, что аутизм передаётся по наследству чаще других детских психоневрологических расстройств.
Предположительно, аутизм — это комплексное расстройство, неоднородное по своим симптомам и лежащим в их основе генетическим дефектам. Сегодня 10–20 % РАС рассматривают как компонент других наследственных синдромов: туберозного склероза, хромосомных аномалий, наследственных дефектов метаболизма и симптома ломкой Х-хромосомы. К остальным случаям относят идиопатический (первичный) аутизм, где роль генетических факторов объясняется двумя гипотезами:
Также существуют исследования, в которых рассматривается связь РАС со структурными изменениями лобных отделов коры головного мозга, срединной височной доли, гиппокампа и мозжечка, влияющего на речь, внимание, мышление, обучение и эмоциональную сферу.
Например, у людей с аутизмом часто выявляют уменьшение некоторых отделов мозжечка, что объясняет проблемы с переключением внимания. Миндалевидное тело, срединные височные доли и гиппокамп также влияют на эмоции, память и способность к обучению. Однако у людей с РАС они, наоборот, обычно увеличены. Кроме того, у некоторых пациентов лобные доли созревают медленнее обычного.
Отделы мозга
Предполагаемые факторы риска:
Достоверно известно, что патология не связана с вакцинацией от кори, паротита и краснухи, даже если её ставят детям, чей брат или сестра болеет аутизмом.
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!
Симптомы детского аутизма
При аутизме дети обычно:
Это далеко не весь перечень признаков аутизма. С возрастом болезнь проявляется по-разному.
Уровни выраженности детского аутизма
На первом (наиболее лёгком) уровне у пациентов появляются заметные проблемы с общением или поиском новых знакомых.
Нарушения:
Ребёнку с аутизмом важно, чтобы всё оставалось на своих местах
Если ребёнок на этом уровне получает небольшую поведенческую и психоэмоциональную коррекцию, он не так избирательно подходит к общению с другими людьми или взаимодействию с предметами.
Пациенты на втором уровне уже нуждаются в серьёзной коррекционной поддержке. На первое место выходят симптомы, которые включают более сложную недостаточность словесных и невербальных навыков, что затрудняет повседневную деятельность человека.
Нарушения:
При достаточной поддержке от окружающих людей пациенты хоть и с трудом, но могут адаптироваться к некоторым изменениям в своей жизни. Хорошие результаты даёт сенсорная интеграционная терапия.
На третьем уровне появляются тяжёлые проявления аутизма. В этом случае у пациента развивается повторяющееся и ограничительное поведение. Ребёнок постоянно повторяет одно и то же движение или фразу, замыкается в себе и ограждается от окружающего мира.
Нарушения:
Такие пациенты нуждаются в особом лечении, которое базируется на коррекции общения и поведения. На этой стадии возможно применение медикаментозной терапии, которая помогает пациентам успокоиться и лучше справляться с эмоциональной нагрузкой. Также используют интеграционную терапию, в ходе которой врач комбинирует идеи и методы из разных психотерапевтических подходов.
Осложнения детского аутизма
Дети с аутизмом не могут нормально взаимодействовать с социумом, адекватно выражать свои желания и эмоции (возможны проявления агрессии по отношению к окружающим людям и самому себе). У пациентов также обнаруживаются нарушения в интеллектуальной сфере. Соответственно, главное осложнение — это незримый барьер с окружающим миром. Перед ребёнком будто стоит стена, которая отгораживает его от внешнего мира. Это приводит к социальной дезадаптации и утрате дееспособности (в тяжёлых случаях проявления аутизма).
Обычно патология сопровождается сопутствующими заболеваниями: эпилепсией, генерализованными тревожными расстройствами, депрессивным состоянием и органическими повреждениями головного мозга. Их осложнения, например суицидальные мысли (в том числе попытки), инвалидизация и нарушение дееспособности, ухудшают прогноз жизни пациента. Риск таких осложнений повышается, если ребёнку вовремя не диагностировали болезнь и не оказали специализированную помощь.
Психолог: Артемьева Т.Н.